ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ

Некоторые дети уже в дошкольном возрасте могут последовательно обходить с родителями все витрины, не переходя к следующей, пока не будет осмотрен каждый экспонат. Такова Юля, такой была я в детстве. Но к Ане это отнюдь не относится. Она воспринимает информацию не столько глазами, логическим мышлением и т.п., сколько ощущениями. Именно поэтому нам особенно понравился Дарвиновский музей: он предоставляет юным посетителям такие разнообразные возможности ознакомления с наукой биологией и с многообразием животного мира на планете! Можно представить себя на борту батискафа или подводной лодки, можно в первом же зале найти животных, которых знаем по любимым мультикам и сказкам, можно посмотреть световидеомузыкальную композицию "Живая планета" (впечатляюще и неутомительно: всего 20 минут), можно послушать голоса птиц и соотнести их песни с названием и внешним видом птицы, наконец можно порезвиться в детском уголке и купить сувениры на память о посещении музея.

Теперь по порядку:
Мы пошли в музей первый раз 8 ноября 2004 г, Ане 3 года и 4 месяца. Собрались небольшой компанией: Лена Фёдорова с четырёхлетней Юлей и две Светы с восьмилетними мальчиками, со Светами я не была ранее знакома. Мы с Аней ушли, кажется, раньше всех пришедших с нами, проведя в музее примерно 3 часа.
Билеты, гардероб... Аня ворвалась в зал. Совсем немножко постояли у витрины с чучелами, у следующей витрины назвали слона, зебру, жирафа, на этом "классический" осмотр для нас закончился. Я хоть и обратила Анино внимание на витрину с пингвинами - ведь это герои её любимого мультфильма "Пингвинёнок Лоло"! - но неподвижные чучела не вызвали её интереса. Мне, честно говоря, тоже было несколько не по себе среди такого количества чучел. Давненько я не бывала в биологических музеях, а ведь в своё время всерьёз подумывала о поступлении на биофак... Впрочем, помимо чучел, в экспозиции музея есть также картины и скульптуры.
Мне понравилось оформление уголка, посвящённого морской глубине: можно зайти в серебристую сферу и смотреть в иллюминаторы, как будто мы погрузились на дно в батискафе, можно смотреть в перископ подводной лодки и наблюдать сцены из жизни животных, обитающих в морской глубине. Зубастое страшилище шарообразной формы проглотило маленькую рыбку. Аня полуспрашивает-полувосклицает: "Рыбке больно!", - и готовится заплакать. Не знаю, чем её успокоить. Обращаю её внимание на животных морского дна, которые видны сквозь иллюминаторы, встроенные в пол нашей "подводной лодки". На "батискаф" она почему-то не сразу обратила внимание, и не очень-то хотела пройти сквозь непонятную сферу, наверное, показавшуюся ей мрачноватой из-за того, что внутри неё не было источников света. Но, приняв мои разъяснения, Аня очень долго не хотела уходить от "батискафа", то и дело возвращалась к нему. Мне с трудом удалось подвести её к витрине, посвящённой животным джунглей в надежде, что сработает также и сказка "Маугли". Сработали скорее сказки Чуковского ("...Горилла идёт, Крокодила ведёт..."), и мне удалось показать Ане, что обезьяны бывают разные: например, известная по сказке горилла и невдалеке от неё мандрил с такими синими щёками и совершенно красным носом. Аня кивнула понимающе, потом опять потянула меня в сторону батискафа.
Мы зашли на второй этаж и послушали голоса птиц. Идея замечательная: нажал на кнопочку, где нарисован, например, бекас, и слушаешь песню этой птицы. Жалко, что птиц представлено мало (всего восемь), они не очень привычные городскому жителю (мне, например, было бы интересней услышать голоса синиц и снегирей, которых хоть иногда вижу), да и слышно не очень здорово. Впрочем, может быть, тот агрегат, на который мы набрели, в музее не единственный, да и я больше была занята наблюдением за детьми, чем прослушиванием голосов птиц.
А потом мы услышали объявление о том, что в зале на 1-м этаже будет продемонстрирована световидеомузыкальная композиция "Живая планета", и мы вернулись туда. Аня впоследствии призналась, что кино ей понравилось, но было страшно. Звук со всех сторон; действительно складывается впечатление, что события развиваются вокруг нас: взрыв сверхновой звезды, рождение Земли, потом сцены с динозаврами, падение метеоритов - было отчего испугаться. Но мама была рядом, поэтому не очень страшно.
Потом показывали животных различных географических зон. Тема животных саванны напомнила нам привезённый знакомыми из США детский развивающий мультик из серии "Baby Einstein", и к Аниному восторгу я стала проговаривать ей на ушко английские названия видов животных, которые были в этом мультике, а теперь мы видели их "на большом экране". Благодаря положительным эмоциям, которые у Ани вызвала ассоциация с нашим домашним кино и английским языком, мы досмотрели композицию без страха и в конце похлопали в ладошки.
Опять пошли в залы второго этажа. Обратили внимание на витрину с гнёздышками птиц: в одном голубые яички, в другом кремовые, в третьем пёстрые, а рядом птички, которым эти гнёздышки принадлежат. Но Аня уже очень устала от впечатлений, и мы присели в фойе в мягкие кресла. Аня выпила сок, а потом вздумала попрыгать по креслам. В такие минуты останавливать её нет смысла, я только сняла с неё обувь. Вообще мне нравится, что Аня такая подвижная. Я считаю, это нормально для ребёнка. К счастью, сотрудники музея согласны с тем, что маленьким детям необходимо снять эмоциональное напряжение, и для этого в фойе третьего этажа предусмотрен детский уголок! Вот это было для нас приятной неожиданностью. Правда, уголок маловат для шумных потасовок, какую пытались там устроить два брата лет примерно шести, и игрушек становится мало, если кто-то начинает жадничать. Но для нормальной, мирной игры двух-трёх детей вполне подходит. Я позволила Ане оставаться в уголке, пока ей не надоело. И, конечно, именно этот уголок понравился ей в музее больше всего.
По пути домой я попыталась расспросить Аню о её впечатлениях. То есть она слишком устала, чтобы рассказывать о впечатлениях, но мне удалось понять, что музей понравился ей примерно наравне с зоопарком, и следующий раз она хочет пойти и в зоопарк, и в музей. Что ж, Ане захотелось прийти сюда ещё, и это главное. А кое-что из экспозиции музея она, безусловно, запомнила.
10 ноября 2004 г.


Официальный сайт Дарвиновского музея

К оглавлению раздела "Отчёты-рассказы"
К оглавлению подраздела "Культпоходы"
На главную страницу

Hosted by uCoz